Дом-музей Айбека включает в себя две экспозиции, размещенные в рядом стоящих домах. В старом доме, где семья Айбека жила с 1940 года, посетители могут познакомиться с четырьмя залами литературной экспозиции, а в доме, выстроенном в 1959 году для гостей писателя, приезжавших на международную конференцию писателей стран Азии и Африки, можно осмотреть мемориальные гостиную, библиотеку, спальню и кабинет писателя, в котором он работал последнее десятилетие своей жизни. |
|||
|
|||
Литературная экспозиция выстроена по хронологическому принципу, следуя основным вехам творческого пути. В первом зале рассказывается о детском и юношеском периоде жизни Мусы Ташмухаммада-оглы, который родился 10 января 1905 года в Ташкенте, в семье ткача. В середине 20-х годов он учится в педагогическом техникуме, затем на факультете общественных наук Среднеазиатского госуниверситета и начинает преподавать политическую экономию в вузах. Среди экспонатов - перевод Айбека на узбекский язык "Капитала" Маркса, выполненный им в 30-е годы. В числе переводов, которым этот выдающийся мастер слова уделял огромное внимание, - "Евгений Онегин" Пушкина, "Тартюф" Мольера. Здесь же сборники стихов, написанных им в 30-е годы. Как и некоторые другие выдающиеся писатели-прозаики, например Иван Бунин, Владимир Набоков, Константин Симонов, Айбек пришел к глубокой психологической прозе через стихи и до конца жизни очень бережно относился к слову. |
|||
Два зала музея отведены вершинным творениям писателя - романам "Священная кровь" и "Навои". Первый роман, созданный в 1940 году, воссоздает национально-освободительное восстание узбекского народа 1916 года. Во втором, завершенном в 1944 году, Айбек первым в узбекской литературе создает образ великого поэта и мыслителя Алишера Навои. |
|||
В четвертом зале представлены награды писателя, академика, общественного деятеля, а также собраны произведения разных авторов, удостоенные литературной премии Айбека. Трогательно знакомство и с мемориальным кабинетом жены Айбека Зарифы Насыровны Саиднасыровой. Ученый-химик, автор целого ряда научных работ, она была и талантливым художником, первой женщиной-узбечкой, профессионально овладевшей кистью живописца - стены музея украшены ее пейзажами, полными лирического настроения. А еще она была дочерью богатого узбекского промышленника. |
|||
До конца дней, а умер Айбек 1 июля 1968 года, его связывали с женой отношения глубокого доверия и взаимопонимания. В конце жизни, перенеся инсульт и лишившись возможности писать самому, Айбек в течение дня сочинял текст и вечером надиктовывал жене, которая понимала его с полуслова. Об этом и о других подробностях жизни и творческой работы своего прославленного деда рассказывает его внучка, главный хранитель - исполнительный директор музея Ойнур Бекжановна Ташмухамедова, комментируя рукописи и другие экспонаты музея. Создан музей в 1985 году, а спустя 10 лет, к 90-летию Айбека, экспозиция была обновлена. |
|||
Главная страница |
|||
|