Музей Мукаррам Тургунбаевой создан в честь выдающейся танцовщицы, создательницы узбекского массового сценического танца и прославленного Государственного ансамбля народного танца "Бахор". Под музей отведено боковое фойе концертного зала "Бахор". Его экспозиция повествует об истории зарождения и развития узбекского танцевального искусства, представляет этапы творческого пути великой артистки, раскрывает грани ее деятельности артистки балета, педагога и художественного руководителя.

Танец, как другие пространственно-временные виды искусства, живет лишь в те мгновения, когда он исполняется. Поэтому столь трудно сделать выразительной музейную экспозицию, основу которой составляют афиши концертов, программки спектаклей и фотографии. Стремясь сделать впечатления посетителей более яркими, создатели этого музея нашли несколько эмоциональных художественных приемов, воскрешающих моменты жизни танцовщицы.

Один из них - диорама, выполненная по воспоминаниям Мукаррам Тургунбаевой о своих первых выступлениях перед односельчанами. Да, прежде чем стать всенародной любимицей, она прошла трудный путь становления художника. Родилась Мукаррам в 1913 году в городе Шахрихане Ферганской долины. Рано оставшись сиротой, воспитывалась в доме дяди. А любовь к искусству возникла у нее под влиянием бабушки, у которой тайком под звуки бубна училась танцевать.

В конце 20-х годов учится в педагогическом техникуме и побеждает на конкурсе молодых талантов, организованном Мухитдином Кари-Якубовым и Тамарой-ханум. Становится актрисой музыкально-драматического экспериментального театра в Самарканде и учащейся студии при театре. Успешно исполняет ряд драматических ролей.

Но подлинная слава начинает приходить к Мукаррам после того как в 1930 году она становится лауреатом первой Олимпиады народного творчества в Москве, а затем, в 1939 году, исполняет заглавную роль в первом классическом узбекском балете на пуантах "Шахида". В основе его сюжета - судьба молодой девушки, снимающей, несмотря на угрозы, паранджу и призывающей односельчанок последовать ее примеру. Декорации к этому балету - еще один эмоциональный мазок музейной экспозиции.

А ее кульминация - это, безусловно, фрагмент гримерной великой артистки. Тумбочка с зеркальным трюмо, приготовленные костюм и обувь, гримерные принадлежности, - все призвано передать волнующую атмосферу, царившую здесь за несколько мгновений до выхода на сцену. А рядом - вечный спутник гастролей - чемодан, хранящий воспоминания о десятках стран мира.

Значительная часть экспозиции посвящена балетмейстерскому творчеству Тургунбаевой, ее работе над танцами "Муножат" (молитва, название мелодии), "Жанон" (красавица, название мелодии), "Пахта" (хлопок), "Рахат" (наслаждение, спокойствие), "Тилла" (золото). Вершинным творением по праву считается танец "Тановар", поставленный на музыку старинной узбекской песни. Внутренним содержанием созданного танца-песни, стало выражение неразделенной искренней любви молодой девушки, все богатство оттенков испытываемого ею чувства.

Последний и важнейший период творческой жизни Мукаррам Тургунбаевой связан с созданным в 1960 году женским ансамблем узбекского народного танца "Бахор", которым она руководила до конца жизни, объехав с концертами многие страны мира.

Умерла Мукаррам Тургунбаева 26 ноября 1978 года.

А директором этого музея работает дочь Мухитдина Кари-Якубова Хурсана Мухитдиновна, в прошлом солистка ансамбля "Бахор", одна из учениц прославленной танцовщицы.

Главная страница
Используются технологии uCoz