Музей Мухтара Ашрафи, создан в честь выдающегося узбекского композитора, одного из создателей национального оперного искусства, и расположен в квартире, в которой композитор жил в последний период своей жизни - с 1969 по 1975 годы.

В мемориальном кабинете сохранена обстановка, воссоздающая атмосферу жизни композитора, а в остальных залах музея размещена экспозиция, повествующая о его жизненном и творческом пути. В первом зале - материалы, охватывающие период от начала жизненного пути до 1945 года. Родился Мухтар Ашрафи 11 июня 1912 года в Бухаре в семье известного народного певца и дутариста Ашрафжана Хафиза.

В экспозиции есть диорама дома, где он вырос. Отец стал его первым учителем и уже в семь лет Мухтар импровизировал на дутаре. В 1924-1929 годах Ашрафи учился в Бухарской Восточной музыкальной школе и параллельно занимался в Бухарском Институте просвещения. Затем - годы учебы в Самаркандском Институте музыки и хореографии под руководством известного музыканта Николая Миронова. В 1930 году Мухтар Ашрафи совместно с однокурсниками Талибжаном Садыковым и Шарифом Рамазановым создает первое в узбекской музыке симфоническое сочинение - марш "Садраш". В 1934-1936 годах Ашрафи учится в узбекской оперной студии при Московской консерватории, а в 1937 году становится художественным руководителем и главным дирижером Узбекского музыкального театра. Важное место в экспозиции этого зала занимают материалы, посвященные созданию первой узбекской оперы "Буран", которую Ашрафи написал совместно со своим учителем по консерватории композитором Василенко по либретто Камиля Яшена.

Здесь нотные рукописи, фотографии и диорама сцены из четвертого действия оперы. Премьера ее состоялась 11 июня 1939 года - это день рождения узбекской оперы. В этом зале также представлены материалы о творческой деятельности композитора и дирижера в годы Второй мировой войны - ноты его двух симфоний героической направленности, снимки музыкальных спектаклей военных лет, а также первый фрак и дирижерские палочки Ашрафи.

Экспонаты второго зала музея охватывают деятельность Ашрафи во второй половине 40-х и в 50-е годы - учеба экстерном в Ленинградской консерватории по специальности симфоническое дирижирование, гастроли в качестве симфонического дирижера по городам Прибалтики, Кавказа, Украины, республик Средней Азии, его творческие контакты с выдающимися композиторами современности - Дмитрием Шостаковичем, Арамом Хачатуряном и другими.

Третий зал повествует о таких выдающихся творениях композитора, как оперы "Дилором" (1958), созданная на сюжет поэмы Алишера Навои "Семь планет", и "Сердце поэта" (1962), воссоздающая судьбу выдающегося узбекского поэта Фурката, а также поэма-рапсодия "Тимур Малик" и балет "Амулет любви", вобравший в себя индийское музыкальное искусство.

Четвертый зал посвящен последним крупным сочинениям Ашрафи - балету "Тимур Малик" и оратории "Сказание о Рустаме", пятый зал - его педагогической и общественной деятельности.

В подвальном помещении расположен музыкальный салон, в котором проходят камерные концерты, прослушивания новых сочинений, выставки. Первых посетителей музей принял 11 июня 1982 года - в день семидесятилетия композитора. Главный хранитель - исполнительный директор музея - Гульсум Рахмедовна Хамраева.

Главная страница
Используются технологии uCoz